Бытовая техника вышла из строя из-за перенапряжения в электросети. Кто возместит ущерб ?

Памятка потребителю!
Бытовая техника вышла из строя из-за перенапряжения в электросети.
Кто возместит ущерб ?
Электричество давно и прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Практически вся бытовая техника (электрочайники, кухонные комбайны, фритюрницы, соковыжималки микроволновки, кофеварки, электроплилы, миксеры, стиральные машинки, утюги, фены, пылесосы, компьютеры, теле-аудио-видео аппаратура и т.п.) работает на электричестве, поступаемого из бытовой электросети. Когда вся бытовая электро-техника работает никто из потребителей не задается вопросом кто отвечает за качественную подачу электроэнергии в его квартиру, потребителей только заботит счет за электроэнергию ежемесячно выставляемый энергетиками.
Напряжение в электросети квартир редко равно всем известным 220 вольт. ГОСТом 13109-97 допускается отклонение уровня напряжения от стандартного напряжения 220 вольт на 10%. При этом плавное изменение напряжения, когда оно, например, становится в 235 вольт не опасно для домашней техники, а при 205 вольт просто чуть тусклее будут светить лампочки, либо бытовая техника не будет включаться. Наиболее опасны случаи резкого, скачкообразного изменения напряжения, когда оно мгновенно поднимается на те же 235 вольт или гораздо выше 380 и более воль. В таких случаях включенная в электросеть бытовая техника, не оборудованная специальными защитными от перенапряжения устройствами может не только перегореть и перестать работать, но даже задымиться и загореться тем самым- причинить убытки, и другой вред потребителю.
Причинами резкого перепада в напряжении могут быть: превышение потребляемой электронагрузки в какой-либо квартире с перегоранием «нулевого провода одной из квартир» влекущее резкое повышение напряжения в каждой квартире (возможно, до 380 В); ремонтные работы на любом электро-участке, износившееся оборудование подстанции; неосторожные действия работников на соседней стройке при работе с высоковольтными проводами питающими жилой дом.
Если все -таки неприятный факт перенапряжения уже случился, о чем вы догадались по наличию запаха, не работающей бытовой электротехники или даже открытого огня, то прежде всего, необходимо зафиксировать факт причинения имущественного ущерба в результате резкого перенапряжения в бытовой электросети.
На основании действующего Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ» (далее Правила), в случае непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о непредставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг.
По результатам проверки составляется акт о непредставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.
В акте о непредставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и факты причинения ущерба жизни, здоровью, имуществу потребителя. Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан его уполномоченным представителем не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами.
Имущественный ущерб необходимо зафиксировать подробнее, лучше отдельным документом (актом), в котором подробно отразить его (в чем именно выразилась видимая неисправность того или иного электроприбора, наглядные повреждения бытовой электротехники и имущества, видимое состояние электропроводки в квартире и электрощите и т.п.). Кроме того, необходимо позаботится о том, чтобы у Вас на руках были все необходимые документы и заключения специализированных экспертных, ремонтных

 

 

организаций, свидетельствующие о том, что именно перенапряжение в электросети послужило причиной перегорания конкретного электроприбора, а не его заводская неисправность.
Такие заключения можно получить в специализированных (ремонтных) аккредитованных организациях, которые после проверки техники выдают свидетельство либо заключение с указанием причин поломки. Вы также вправе воспользоваться услугами независимой экспертизы. Если экспертиза техники будет проведена Вами до судебного разбирательства, то в случае решения суда в Вашу пользу, покрыть расходы на экспертизу обяжут виновное лицо (причинителя вреда).
Подтверждением Ваших материальных затрат и прямых убытков (расходов на ремонт бытовой техники) будут чеки, счета к оплате за ремонт и покупку запчастей, выдаваемые, ремонтными организациями. При этом потребителю необходимо помнить, что ремонтировать перегоревшую бытовую технику нужно после получения на руки результатов проведенной экспертизы, заключений специализированных аккредитованных организаций, так как после ремонта будет сложно установить повторной экспертизой причинно-следственную связь между возникшей неисправностью и перенапряжением в электросети.
Полученные документы, подтверждающие Ваши затраты нужны чтобы впоследствии, предъявить их причинителю вреда с просьбой вернуть не только плату за сгоревшую технику, но и моральный ущерб.
Бытовому абоненту электросетей необходимо понимать, что за качественную подачу электроэнергии в квартиру могут сразу отвечать несколько организаций: во-первых Ваша жилищная организация, обслуживающая внутридомовые электросети; во -вторых электроснабжающая организация, которая отвечает за наружные электросети, трансформаторные подстанции и т.п.; в -третьих энергосбытовая организация, которой Вы ежемесячно оплачиваете счета за электроэнергию; в -четвертых третьи субъекты ответственности, в результате действий которых произошло перенапряжение в бытовой электросети (ими могут быть даже Ваши соседи, которые одновременно включив всю мощную бытовую электротехнику превысили допустимую нагрузку на внутридомовую электросеть).
При поиске виновного лица Вам необходимо в письменной форме обратиться помимо аварийной службы, своей обслуживающей (жилищной) организации в городские или районные электрические сети с просьбой сообщить о причинах перенапряжения его дате и месте. Возможно, из полученных ответов Вам будет понятно, что одно юридическое лицо перекладывает вину на другое, однако сам факт перенапряжения в электросети, его дату и место никто не оспаривает. Выяснив, какая организация (энергосбытовая, ресурсоснабжающая, жилищная и пр.) причинила вред Вашему имуществу, отправляйте в её(в их) адрес официальное письмо с копиями документов, подтверждающих Ваши убытки, с требованием возместить причиненный материальный ущерб. Даже если Вы точно уверены в виновности конкретной организации или определенных лиц, Вам не надо беспокоиться о том, что в результате полученных ответов на претензию причинителем вреда может оказаться совсем другая организация, так как по договорным отношениям между организациями, обеспечивающими подачу электроэнергии в Вашу квартиру обязательно предусматривается вопрос урегулирования регрессных требований друг к другу.
Если в добровольном порядке Вам отказываются возместить причиненный ущерб, то имея в наличии документы, подтверждающие факты оказания некачественной услуги по электроснабжению и причиненный материальный ущерб, есть смысл идти в суд в расчете на выигрыш. В суде Вы можете заявить требование к ответчику компенсировать причиненный моральный вред.
Основанием для подачи иска в суд будет предоставление некачественного электроснабжения и нарушение ст.ст. 4, 14 Закона РФ «О защите прав потребителей», за которое Вы вносите ежемесячную плату. По общему правилу (ст. 1064 ГК РФ) вред обязан возместить его причинитель, однако при этом потребителю необходимо помнить об исполнителе коммунальной услуге по электроснабжению, которым для него является соответствующая энергосбытовая организация.
В соответствии со статьей 28, частями 7 и 10 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса иск в суд направляется по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. В соответствии со ст. 89 ГПК и ст. 17 Закона при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

Разместить в блоге
Добавить в закладки
Отправить по почте
Форма

Отправить

Версия для печати

© 2011—2018 Портал муниципальных образований

Новосергиевский район

Cделано в Опытном Креативном Бюро