Неосторожное обращение с огнём при курении –
причина пожара

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 1988 году объявила 31 мая Всемирным днем без табака. И ежегодно ВОЗ и партнеры повсеместно отмечают этот День, привлекая внимание к опасностям для здоровья, связанным с употреблением табака.
Перед мировым сообществом была поставлена задача — добиться того, чтобы в 21 веке проблема табакокурения исчезла. 21 век наступил, но проблема не исчезла. Борьба с никотином продолжается. И глобальной целью Всемирного дня без табака является содействие защите нынешнего и будущих поколений не только от разрушительных последствий для здоровья, но также и от социальных, экологических и экономических бедствий, связанных с употреблением табака.
Стоит отметить, что неосторожное обращение с огнём при курении – одна из самых распространенных причин пожара. С начала 2017 года на территории Оренбургской области только по этой причине произошло 68 пожаров, на которых погибло 19 человек (в том числе один ребёнок), ещё 11 получили травмы различной степени тяжести.
Как показывает статистика, часто пожары из-за неосторожного обращения с огнем при курении происходят в ночное время суток. События развиваются стремительно и всегда по одному сценарию – человек засыпает с тлеющей сигаретой в руке, а спустя некоторое время соседи вызывают спасателей. Однако зачастую ночью пожар обнаруживают на той стадии горения, когда шансов спасти человека практически не остается.
Для того, чтобы не повторять огненных трагедий – не допускайте небрежности и халатности в обращении с огнем. Ведь пока каждый из нас не осознает всю серьезность и глубину проблемы, ничто не измениться: по-прежнему будут гореть дома горе - курильщиков, все также, с приходом отопительного сезона, регулярно будут происходить пожары по причине нарушений правил пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации печного отопления, оставленные без присмотра дети будут играть со спичками. Давайте научимся думать о собственной безопасности, безопасности окружающих и предпринимать все возможное для этого!
 


Памятка для родителей во время летних каникул

Летом, с началом каникул, наших детей подстерегает повышенная опасность на дорогах, у водоемов, в лесу, на игровых площадках, в саду, во дворах. Этому способствует погода, летние поездки и любопытство детей, наличие свободного времени, а главное отсутствие должного контроля со стороны взрослых.
Чтобы дети были отдохнувшими, здоровыми и живыми надо помнить ряд правил и условий при организации их отдыха с родителями, родственниками, друзьями (на даче или в деревне у бабушки):
• формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;
• проведите с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;
• решите проблему свободного времени детей;
• помните! Поздним вечером и ночью (с 22 до 6 часов местного времени) детям и подросткам законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения законных представителей;
• постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте место пребывания детей;
• не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми. Объясните ребенку, что он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот «кто-то» пытается причинить ему вред;
• объясните детям, что ни при каких обстоятельствах нельзя садиться в машину с незнакомыми людьми;
• убедите ребенка, что вне зависимости от того, что произошло, вы должны знать о происшествии, ни в коем случае не сердитесь, всегда примите его сторону. Объясните, что некоторые факты никогда нельзя держать в тайне, даже если они обещали хранить их в секрете;
• плавание и игры на воде кроме удовольствия несут угрозу жизни и здоровью детей. Когда ребенок в воде, не спускайте с него глаз, не отвлекайтесь - подчас минута может обернуться трагедией;
• обязательно объясните детям, что они не должны купаться в одиночку, а также нырять в незнакомом месте;
• взрослый, который присматривает за купающимися детьми, должен сам уметь плавать, оказывать первую помощь, владеть приемами проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;
• чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, обучите детей правилам дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте;
• проявляйте осторожность и соблюдайте все требования безопасности, находясь с детьми на игровой или спортивной площадке, в походе;
• изучите с детьми правила езды на велосипедах, скутерах, мопедах, мотоциклах.

Помните! Детям, не достигшим 14 лет, запрещено управлять велосипедом на автомагистралях и приравненных к ним дорогам, а детям, не достигшим 16 лет, скутером (мопедом).

Будьте предельно осторожны с огнем. Обратите внимание детей на наиболее распространенные случаи пожаров из-за неосторожного обращения с огнем:
• детская шалость с огнем;
• непотушенные угли, шлак, зола, костры;
• незатушенные окурки, спички;
• сжигание мусора владельцами садовых участков на опушках леса;
• поджог травы, короткое замыкание, эксплуатация электротехнических устройств, бытовых приборов, печей.

Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит и будет применять. Вы должны регулярно их напоминать.

Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых.

Пожалуйста, сделайте все, чтобы каникулы Ваших детей прошли благополучно, отдых не был омрачен.


ПАМЯТКА

Выжигание
сухой травянистой
растительности – причина пожаров

Выжигание сухой травянистой расти-тельности часто переходит в травяные по-жары, которые могут распространяться на населенные пункты, лесные участки, на торфяники. В результате травяных пожа-ров гибнут практически все живые орга-низмы, живущие в сухой траве или на по-верхности почвы.

В зависимости от категории земель, требования к обеспечению пожарной безо-пасности при выжигании сухой травяни-стой растительности различаются.
Порядок выжигания сухой травянистой растительности регулируется Постановле-нием Правительства Российской Федера-ции от 25.04.2012 № 390 «О противопо-жарном режиме».
На землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса запрещается выжигание сухой травянистой расти-тельности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы), раз-ведение костров на полях.
Использование открытого огня на зем-лях сельскохозяйственного назначения и землях запаса могут производиться при ус-ловии соблюдения требований пожарной безопасности, установленных Правилами противопожарного режима в Российской.

Федерации, а также Приказом МЧС России от 26.01.2016 № 26 «Об утверждении По-рядка использования открытого огня и раз-ведения костров на землях сельскохозяйст-венного назначения и землях запаса».
Использование открытого огня должно осуществляться в специально оборудован-ных местах при выполнении следующих требований:
а) место использования открытого огня должно быть выполнено в виде котлована (ямы, рва) не менее чем 0,3 метра глубиной и не более 1 метра в диаметре или площад-ки с прочно установленной на ней метал-лической емкостью (например: бочка, бак, мангал) или емкостью, выполненной из иных негорючих материалов, исключаю-щих возможность распространения пламе-ни и выпадения сгораемых материалов за пределы очага горения, объемом не более 1 куб. метра;
б) место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открыто-го склада, скирды), 100 метров - от хвой-ного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка и 30 метров - от ли-ственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев;
в) территория вокруг места использо-вания открытого огня должна быть очище-на в радиусе 10 метров от сухостойных де-ревьев, сухой травы, валежника, порубоч-ных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализо-ванной полосой шириной не менее 0,4 метра;

г) лицо, использующее открытый огонь, должно быть обеспечено первичны-ми средствами пожаротушения, а также мобильным средством связи для вызова подразделения пожарной охраны.
Выжигание сухой травянистой расти-тельности, а также растительных остатков на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных поч-вах) населенных пунктов, землях промыш-ленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической дея-тельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения допускается в исключительных случаях, когда для обеспечения пожарной безопас-ности населенных пунктов, а также иных объектов инфраструктуры требуется очи-стка земельного участка от сухой травяни-стой растительности и ее остатков, при от-сутствии других доступных способов очи-стки земель.
Выжигание сухой травянистой расти-тельности на земельных участках может производиться в безветренную погоду при условии, что:
а) участок для выжигания сухой травя-нистой растительности располагается на расстоянии не ближе 50 метров от бли-жайшего объекта;
б) территория вокруг участка для вы-жигания сухой травянистой растительно-сти очищена в радиусе 25 - 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, пору-бочных остатков, других горючих мате-риалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;

в) на территории, включающей участок для выжигания сухой травянистой растительности, не действует особый противопожарный режим;
г) лица, участвующие в выжигании сухой травянистой растительности, обеспечены первичными средствами пожаротушения.Пожарных требований пожарной безопасности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.


Вакцинопрофилактика

Вакцинация - это способ профилактических мер, защищающий ребенка и/или взрослого полностью от определенных болезней или же ослабляющий их течение и последствия для организма.

Достигается этот эффект так называемым "обучением" иммунитета. Как же в этом могут помочь прививки и вакцинация? Человеку вводят антигенный материал (попросту говоря - ослабленный вариант вируса/болезнетворной бактерии или же его компонент), именная система бросается на борьбу с "чужаком". Что должно произойти? Иммунитет убивает "шпиона" и "запоминает" его. То есть появляются антитела, которые будут "спать" до повторного попадания вируса/микроба/их фрагментов. Только при повторном появлении эритроциты уничтожат его намного быстрее. Исходя из сказанного, вакцинация - это умышленное заражение организма с целью активизации и выработки иммунитета против конкретного заболевания.

Вакцинировать ребенка нужно обязательно, но делать это с серьезным подходом и никак не спустя рукава. Прививки сохранили жизни и здоровье миллионам детей. При этом есть и случаи страшных осложнений от них же. Но, данные осложнения не берутся из ниоткуда. Если мама и педиатр не уследили за состоянием ребенка, и была проведена вакцинация нездоровому малышу, это может привести к непредсказуемым последствиям. Происходит это потому, что организм уже борется с заболеванием. И даже если это банальное ОРВИ, активы иммунитета уже брошены на ее ликвидацию, победить нового «врага» иммунная система может оказаться не в силах. Поэтому обязательно контролируйте состояние ребенка как до прививки, так и после нее.

Суть вакцинации в том, чтобы защитить, а не навредить, и в борьбе с заболеваниями врачам не справиться без адекватной помощи родителей.

Если ваш ребенок здоров, не стоит испытывать судьбу. Люди сейчас активно мигрируют, на улицах множество выходцев из стран, где до сих пор бушуют страшные болезни. А вот, например, столбняк вообще есть практически везде, а последствия от заражения им очень и очень плачевны. И пусть вакцина не дает стопроцентной защиты (а что сейчас может дать ее?), но она предоставляет шансы организму ребенка перебороть заболевание и выйти из этого боя с минимальными потерями. Не обращайте внимания на мифы, догадки и слухи, единственное, что находится в приоритете, – это состояние здоровья вашего малыша перед прививкой и щадящий режим после нее.

Зачем нужны прививки? Что будет, если их не делать? Как подготовить ребенка и себя к введению вакцины? На эти и многие другие вопросы ответят специалисты Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области (далее — Управление).

С 10–24 апреля 2017 года в целях повышения уровня информированности населения о преимуществах вакцинопрофилактики инфекционных болезней, формирования ответственного отношения за свое здоровье и здоровье своих детей Управление проводит горячую линию по вопросам вакцинопрофилактики.

Консультации специалистов можно получить по телефону 8 (35339) 2-21-52.


Бешенство

В настоящее время бешенство остается одним из важнейших вопросов, как здравоохранения, так и ветеринарии. Его эпидемиологическая значимость определяется абсолютной летальностью, повсеместным распространением, прямой связью с заболеваниями среди животных, уровнем социально-экономического развития государства и оказания антирабической помощи населению.

Бешенство – это острое инфекционное заболевание, которое вызывается специфическим вирусом, характеризующееся прогрессирующим поражением центральной нервной системы (энцефалитом), смертельным для человека и животных.

Природным резервуаром бешенства служат плотоядные животные: лисицы, волки, скунсы, шакалы, а также домашние и сельскохозяйственные животные: кошки, собаки, овцы, лошади, коровы, выделяющие вирус со слюной в последние 7—10 дней инкубационного периода и на протяжении всего заболевания.

Восприимчивость к бешенству всеобщая. Заражение людей бешенством происходит от домашних и диких животных в результате укуса, ссадины, царапины, ослюнения кожных покровов и слизистых оболочек. Возможно также заражение через загрязненные вирусом шкуры животных. От человека в естественных условиях вирус, как правило, не передается.

Инкубационный период при бешенстве длится обычно 1-3 месяца, но может варьироваться от менее 1 недели до более одного года. Это зависит от локализации (при укусах головы, шеи, лица, кистей рук он короче) и от тяжести укусов бешеным животным. При одной и той же локализации инкубационный период бывает короче при множественных укусах с обширными глубокими повреждениями.

Первоначальными симптомами бешенства являются высокая температура, общее недомогание, головная боль, нарушение сна, и во многих случаях боль или необычные, необъяснимые ощущения покалывания, пощипывания или жжения (парестезия) в месте раны. По мере распространения вируса по центральной нервной системе развивается прогрессивное, смертельное воспаление головного и спинного мозга. Одним из основных признаков развивающегося заболевания является водобоязнь, когда у больного затруднено глотание жидкости, появляются судороги при попытке пить воду. Поэтому бешенство называют еще и гидрофобией.

Профилактика бешенства включает борьбу с источниками инфекции и предупреждение заболевания человека. Более радикальными мероприятиями является ликвидация бешенства среди животных. С этой целью проводится регистрация собак и кошек, предупреждение бродяжничества этих животных, профилактическая вакцинация домашних животных против бешенства. Борьба с бешенством среди диких животных включает оральную иммунизацию живой антирабической вакциной путем скармливания животным пищи, содержащей вакцину, а также поддержание популяции животных, являющихся резервуаром бешенства, на минимальном уровне.

Основа профилактики бешенства - предупреждение укусов животными. Но опасны не только укусы. Опасны также царапины, наносимые бешенными животными и слюна бешенного животного.

Предупреждение бешенства у человека осуществляют с помощью антирабических вакцин, антирабического иммуноглобулина. Применяемая в нашей стране концентрированная антирабическая вакцина очищенная культуральная (КОКАВ) является высокоэффективным препаратом, соответствующим всем требованиям ВОЗ.

В случае укуса или оцарапывания, нанесенного любым животным, следует тщательно промыть рану мыльным раствором и немедленно обратиться за медицинской помощью в травмпункт, врачу-травматологу или хирургу, в приемное отделение лечебно-профилактических учреждений для осмотра, обработки раны и назначения антирабического лечения. В зависимости от нанесенных повреждений, врач назначит иммуноглобулин или вакцину по специальному курсу, который состоит из нескольких инъекций. Применение вакцины проводится под контролем врача и связано с рядом необходимых ограничений (необходимо отказаться от алкоголя, кофе, шоколада, пряностей, избегать стрессов, переохлаждений), но прерывать лечение нельзя. В некоторых случаях лечение проводится в условиях стационара.

Животные, покусавшие людей, подлежат немедленной доставке владельцем или специальной бригадой по отлову безнадзорных собак и кошек в ближайшее ветеринарное лечебное учреждение для осмотра и карантинирования под наблюдением специалистов в течение 10 дней.

Профилактическая иммунизация против бешенства проводится лицам, профессионально связанным с риском заражения бешенством (лица, выполняющие работы по отлову безнадзорных животных, ветеринары, охотники, лесники, работники боен, лица, работающие в лабораториях с «уличным» вирусом бешенства). Однократная повторная иммунизация рекомендуется через год и далее каждые три года, если лицо продолжает пребывать в зоне высокого риска.

Знайте! Бешенство смертельно опасное заболевание, но его можно предупредить!

Помните:

- чтобы домашние животные были здоровы, им необходимо ежегодно проводить профилактические прививки против бешенства;

- только своевременное введение антирабической вакцины лицам, пострадавшим от укусов животными, спасает от риска заражения бешенством.


ВЕСЕННИЙ ЛЕД – ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ!

Наступила весна. Под воздействием солнечных лучей лед быстро подтаивает. Еще более разрушительное действие на него оказывает усиливающееся весной течение воды в реках, прудах, озерах, которое подтачивает его снизу. Близится время ледохода и паводка. Внешне лед по-прежнему кажется прочным. Однако, перед вскрытием рек и водоемов он становится рыхлым и слабым.
          Нужно знать, что весенний лед резко отличается от осеннего и зимнего. Если осенний и зимний лед под тяжестью человека начинает трещать, предупреждая об опасности, то весенний лед не трещит, а проваливается, превращаясь в ледяную кашицу.
Несоблюдение элементарных правил предосторожности в это время года ведет к несчастным случаям.
Помните об опасности весеннего льда!

Чтобы избежать беды, необходимо соблюдать самые простые правила:
1. Не подходить близко к реке и водоему, не выходить на лед, не проверять прочность льда ударом ноги и не кататься на плавающих льдинах и всякого рода самодельных плотах, не спускаться на санках с горы в сторону водоема.
2. Не собираться большими группами на берегах водоемов и рек, вблизи воды, на мостах и переправах.
3. Не переходить реку и водоемы по льду.
4. Предостерегать от нарушений у воды своих товарищей.
5. Занести в память своего мобильного телефона номера службы спасения 01 и 112, по которым следует немедленно сообщить о несчастном случае, свидетелем которого вы явились.
6. При несчастном случае обратиться за помощью к взрослым, не предпринимать самостоятельных действий по спасению пострадавшего. Необходимо помнить, что во время ледохода и паводка помощь терпящим бедствие гораздо труднее, чем когда-либо.
       Школьникам переходить водоемы весной строго запрещается. Особенно недопустимы игры на льду в период вскрытия рек. Прыгать с льдины на льдину, удаляться от берега очень опасно. Такие поступки, как правило, заканчиваются трагически.
       Во время весеннего паводка и ледохода опасно находиться на обрывистом берегу водоема
       Быстрое течение воды подмывает и рушит берег. Вот почему весной, особенно в период вскрытия рек и ледохода, будьте максимально внимательны, соблюдайте правила безопасности, предупреждайте младших школьников об опасности нахождения на крутых берегах.
       Период весеннего паводка особенно опасен для тех, кто живёт вблизи рек, прудов. Привыкая зимой пользоваться пешеходными переправами по льду, забывают об опасности, которую таит лёд весной.
       Просьба к родителям. Не оставляйте детей одних у реки. Не забывайте, что бесконтрольное нахождение детей на льду может привести к трагическим последствиям. Долг каждого взрослого – немедленно предупредить и остановить детей, предотвратить беду, оказать помощь пострадавшему ребенку.
        Если все-таки лед проломился, вы оказались в ледяной воде и некого позвать на помощь:
        Не поддавайтесь панике, действуйте быстро и решительно.
        Не допускайте погружения в воду с головой. Для этого широко раскиньте руки по кромке льда полыньи, стараясь не обламывать ее. Осторожно без резких движений постарайтесь выбраться на лед, наползая на него грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Главное использовать все свое тело для опоры.
        Выбравшись из промоины, не вставайте на ноги и даже на колени, не бегите, а осторожно откатитесь и ползите в ту сторону, откуда вы шли до самого берега. А дальше бегите и не останавливайтесь, пока не окажетесь в тепле.
        Спасатели МЧС проводят учения по спасению людей, оказавшихся на льдине во время весеннего паводка.

         При возникновении чрезвычайных ситуаций необходимо звонить по единому телефону спасения «01», сотовая связь «101» со всех мобильных операторов. Также сохраняется возможность осуществить вызов одной экстренной оперативной службы по отдельному номеру любого оператора сотовой связи: это номера 102 (служба полиции), 103 (служба скорой медицинской помощи), 104 (служба газовой сети). Единый Телефон ЕДДС МО Новосергиевский район Оренбургской области 8(353-39) 2-13-11


Информация по пожарам

За прошедшие 17 дней нового 2017 года на территории муниципального образования «Новосергиевский район Оренбургской области» зарегистрировано 5 пожаров. Случаев гибели людей на пожарах не допущено. За аналогичный период прошлого года пожаров и погибших не зарегистрировано.

В связи с наступлением холодов в районе наблюдается резкий рост количества пожаров. Только с 01 по 17января 2017 года произошло 5 пожаров, из которых:
- по причине неправильного устройства и эксплуатации отопительных печей идымоходов произошло 2 пожара;
- по причине нарушения правил монтажа иэксплуатации электрооборудования произошло 3 пожара.

Наибольшее количество пожаров приходится на жилой сектор. Почти каждый пожар возникает по вине человека. Таким образом, можносделать вывод, что основными причинами пожаров являются неправильногоустройства и эксплуатации отопительных печей и дымоходов, и нарушения правилмонтажа и эксплуатации электрооборудования.Одной из причин роста количества пожаров являются недостаточные знанияи навыки населения в области пожарной безопасности.

Поэтому следует еще раз проверить все розетки, выключатели, убедиться в качестве удлинителей и тройников, вилок электроприборов. Всё искрящееся, нагревающееся, обмотанное изолентой. Ну и конечно, проверьте свои печи и дымоходы, при необходимости оштукатурьте их и побелите – это в первую очередь относится к частным жилым домам, иным постройкам. Ведь побелка в данном случае выполняет не только эстетическую роль, но и профилактическую, указывая в местах, где она пожелтела (а ещё хуже если почернела) на слабые места в печи, и где необходимо произвести её срочный ремонт.

Если беда все же произошла:
1. Не теряйте самообладания и не поддавайтесь панике.
2. Примите все меры, чтобы обезопасить себя и рядом находящихся людей от воздействия опасных факторов пожара (дым, искры, высокая температура, падающие конструкции).
3. Действуйте решительно в установленной последовательности, учитывая место и конкретную ситуацию, в которой вы находитесь.

И не полагайтесь на свои силы в тушении пожара, доверьте это профессионалам. Телефон – 01 или 112. Не забудьте четко назвать адрес, что горит, есть ли угроза людям. Ответьте на все вопросы диспетчера.Прибывших сотрудников пожарной охраны обязательно встречайте, укажите кратчайший путь к очагу горения. Помните, что пожар не бывает «Как бы». Это горе, материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей. И тушить пожар приходится всерьез. При пожаре нет возможности отложить работу на потом, сделать перерыв на обед. Сейчас холодное время года. Через 2-3 часа работы с водой на морозе промокшая одежда пожарного становится колом, работа по тушения становится невероятно трудной.
Поэтому еще раз напоминаем вам, уважаемые граждане, что правила пожарной безопасности действительно есть смысл прочитать, так как они написаны « кровью» погибших при пожаре! Выполнять их жизненно необходимо. Иначе окажется, что вы совершенно напрасно так старательно налаживали быт.

И самое главное, помните, Ваша безопасность, в Ваших руках.
 

________________________________________________________________________________

Профилактические мероприятия по заболеваемости ОРВИ

________________________________________________________________________________

БЫТОВОЙ ГАЗ


Потенциальную угрозу катастрофического масштаба таит в себе используемый на кухне газ.

Утечка газа может привести к отравлению человека и взрыву помещения.

Поэтому при использовании внутридомового газового оборудования население обязано:

- пройти инструктаж по безопасному пользованию газом в эксплуатационной организации газового хозяйства, иметь и соблюдать инструкции по эксплуатации приборов.

- следить за нормальной работой газовых приборов, дымоходов и венти­ляции, проверять тягу до включения и во время работы газовых приборов с отво­дом продуктов сгорания газа в дымоход.

- по окончании пользования газом закрыть краны на газовых приборах и перед ними, а при размещении баллонов внутри кухонь дополнительно закрыть вентили у баллонов.

- при неисправности газового оборудования вызвать работников предприятия газового хозяйства.

- при внезапном прекращении подачи газа немедленно закрыть краны горелок газовых приборов и сообщить аварийной службе по телефону 04, 8-35363-71604.


При появлении в помещении запаха газа немедленно прекратить пользование газовыми приборами, перекрыть краны к приборам и на приборах, открыть окна или форточки для проветривания помещения, вызвать аварийную службу газового хозяйства по телефону 04 

(вне загазованного помещения). Не включать и не отключать электроприборы, не пользоваться открытым огнем.

Перед входом в подвалы и погреба, до включения света или зажигания огня, убедиться в отсутствии запаха газа.

При обнаружении запаха газа в подвале, подъезде, во дворе, на улице:

- сообщить окружающим о мерах предосторожности;

- сообщить в газовую службу по телефону 04 из незагазованного места;

- принять меры к удалению людей из загазованной среды, предотвращению включения - выключения электроосвещения, появлению открытого огня и искры;

- до прибытия аварийной бригады организовать проветривание помещения.

Владельцы домов на праве личной собственности должны своевременно заключать договоры на техническое обслуживание газового оборудования и проверку дымоходов, вентиляционных каналов. В зимнее время должны: периодически проверять оголовки с целью недопущения их обмерзания и закупорки.


Населению запрещается:

Производить самовольную газификацию дома (квартиры, садового домика), перестановку, замену и ремонт газовых приборов, баллонов и запорной арматуры.

Вносить изменения в конструкцию газовых приборов. Изменять устройство дымовых и вентиляционных систем. 

Пользоваться газом после истечения срока действия акта о проверке и чистке дымовых и вентиляционных каналов.

Пользоваться газовыми приборами при закрытых форточках, отсутствии тяги в дымоходах и вентиляционных каналах, щелей под дверьми ванных комнат.

Оставлять работающие газовые приборы без присмотра, кроме рассчитанных на непрерывную работу и имеющих для этого соответствующую автоматику.

Допускать к пользованию газовыми приборами детей дошкольного возраста, лиц, не контролирующих свои действия и не знающих правил пользования этими приборами.

Пользоваться газовыми плитами для отопления помещений просушки белья.

Пользоваться помещениями, где установлены газовые приборы, для сна и отдыха.

Применять открытый огонь для обнаружения утечек газа.

Хранить в помещениях и подвалах газовые баллоны. Самовольно производить замену порожних баллонов на заполненные газом и подключать их.

Допускать порчу газового оборудования и хищение газа.


Телефоны экстренных служб:


1. Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (ЕДДС МО) тел.8-(353-39)-2-13-11;

8-(353-39)-2-15-65; 112.

2.Пожарно-спасательная часть № 39 по охране п. Новосергиевка и Новосергиевского района (39 ПСЧ) 

тел. 8-(353-39)-2-23-00; 01.

3.Отдел министерства внутренних дел по Новосергиевскому району (ОМВД) тел. 8-(353-39)-2-10-78; 02.

4.Скорая медицинская помощь

Тел. 8-(353-39)-2-11-44; 03.

5. Газовая служба

Тел. 8-(353-39)-2-23-37;04.
 

 

Алгоритмы
действий при ЧС природного характера

Землетрясения

Алгоритм действий при внезапном проявлении землетрясения

Для обучающихся

1. По сигналу тревоги сохраняйте спокойствие и не делайте ничего, что может дезорганизовать окружающих (не кричите, не мечитесь).
2. Немедленно возьмите необходимые вещи и постройтесь для организованного выхода из класса (если находитесь в классе на уроке).
3. В организованном порядке через запасные выходы покиньте здание.
4. Если находитесь в здании школы на перемене, через ближайший запасный выход покиньте помещение.
5. После выхода из здания постройтесь в отведённом безопасном месте, пройти перекличку.
6. Если покинуть здание невозможно, займите положение вдоль капительной стены в классе или коридоре.
7. Если вы оказались в завале, не поддавайтесь панике, постарайтесь определиться в пространстве и подавайте сигналы о себе (стучите железом о железо, камушками по плитам, трубам и т.п.).
8. Помните, что первые толчки самые сильные (от 5 до 40 секунд). После чего может наступить временное затишье, а потом новый толчок.
9. При необходимости эвакуации из зоны бедствия и отсутствии телефонной связи не уходите домой и в другие места, пройдите перекличку и выполняйте дальнейшее по указанию руководителей школы, осуществляющих массовую эвакуацию обучающихся из школы.
10. Помните, что ваши родители будут эвакуироваться из зоны бедствия на своих предприятиях и своими силами.
11. После прибытия на место эвакуации пройдите регистрацию, для того чтобы родители и родственники могли отыскать вас.

 

Для учителей

1. После получения сигнала тревоги немедленно организуйте эвакуацию учащихся из здания школы. Взять классный журнал и через запасный выход покинуть здание школы.
2. Постройте обучающихся в безопасном месте, сделайте перекличку и доложите о присутствующих и отсутствующих.
3. Если здание покинуть невозможно (при сильных толчках), построить обучающихся вдоль капитальной стены, в углах, дверных проёмах.
4. Эвакуируйтесь из здания только после разрешения администрации школы по обследованным безопасным выходам.
5. Эвакуацию обучающихся из здания школы осуществляет учитель-предметник, ведущий урок.
6. При необходимости эвакуации из зоны бедствия передать обучающихся классному руководителю, а при его отсутствии взять функции классного руководителя на себя.
7. После регистрации обучающихся проведите с ними инструктаж во время передвижения и эвакуируйтесь вместе с обучающимися класса в безопасную зону.
8. Прибыв на место эвакуации, проведите перерегистрацию обучающихся, доложите о прибывших.
9. Организуйте проживание обучающихся, помня о том, что каждый учитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся с ним в опасной и безопасной зоне.

Для родителей

Объясните детям, что во время землетрясения, если они находятся дома одни, необходимо сделать следующее:
1. Взять документы, деньги, ценности, которые находятся в одном указанном месте.
2. Выключить все электроприборы и электричество.
3. При небольших колебаниях быстро покинуть здание и выйти на улицу подальше от здания, больших деревьев, линий электропередач (это место вы определите заранее).
4. Если выбраться невозможно (сильные толчки, обвалилась лестница, завалило выход), укрыться под столом, под кроватью либо встать в дверном проёме, в углу между капитальными стенами.
5. Держаться подальше от окон - они могут не выдержать вибрации.
6. Сделать запасы, необходимые на случай землетрясения (смену одежды, обувь, запас воды в нестеклянной таре).
7. Поручить соседям на случай ЧС различного характера присмотреть за вашими детьми.
8. Пытаясь выйти из многоэтажного дома, не пользоваться лифтом.
9. Не спешить входить в здание после повторных толчков (возможны разрушения), не посещать зону разрушений: это опасно!

 

Наводнение

Алгоритм действий
при поступлении сообщения о наводнении
и начале эвакуации

Для обучающихся

1. Оденьтесь и подготовьте необходимые вещи, обувь, запас продуктов и аптечку. Завернуть в полиэтиленовый пакет документы, деньги, ценности.
2. Отключите газ, электричество, электроприборы.
3. Покиньте опасную зону пешком или на транспорте, захватить с собой документы, ценности, необходимые вещи и запас продуктов.
4. Если не смогли эвакуироваться, то при опасном повышении уровня воды поднимитесь на чердак или на крышу дома, подавать сигналы бедствия.
5. При подходе спасателей на плавсредстве переходите в него с соблюдением правил предосторожности и неукоснительно соблюдайте требования спасателей.
6. При массовой эвакуации из опасной зоны пройдите регистрацию на сборно-эвакуационном пункте.
7. По возможности телефонной связи сообщите родителям о местонахождении.
8. По прибытии на место эвакуации пройдите повторную регистрацию, для того чтобы родители могли найти вас.

Для учителей

1. При внезапном затоплении школы возьмите журнал и переведите детей в безопасное место: верхние этажи, крышу школы.
2. Посчитайте количество детей и доложите администрации.
3. Не допускайте массовой паники школьников.
4. При эвакуации в безопасное место соблюдайте вместе с учениками правила предосторожности при переходе на спасательное средство.
5. По прибытии в безопасную зону проведите регистрацию обучающихся, окажите им помощь в обустройстве, помня о том, что учитель несёт ответственность за жизнь и здоровье детей в опасной и безопасной зоне, пока они находятся рядом с ним.

 

Для родителей

1. В период паводка не выезжайте вместе с детьми на дачи, особенно в места возможного затопления.
2. Не позволяйте детям самостоятельно выезжать на дачи в период паводка.
3. Если ваш дом находится в зоне риска затопления, заранее определите места, куда вы будете переносить ценные вещи, продукты питания.
4. Заранее подготовьте запасную одежду, медикаменты, документы и ценные вещи, чтобы в случае вашего отсутствия ребёнок мог забрать всё с собой.
5. Продукты и воду с учётом эвакуации запасайте на 3 дня.
6. Объясните вашему ребёнку, что во время вашего отсутствия он должен эвакуироваться сам либо с помощью соседей.
7. Если имеется сотовая телефонная связь, держите её с ребёнком постоянно. Не пугайте детей, не кричите, а постарайтесь доступно и спокойно объяснить ребёнку все его действия.

 


Ураган

Алгоритм действий людей в помещении
при внезапном возникновении урагана

Для обучающихся

1. Отойти от окон, заняв места на партах возле стены или встав в нишах стен. Можно перейти в глухие коридоры.
2. По окончании уроков, если ураган не стихает, старшеклассникам передвигаться домой группами, держась подальше от деревьев, рекламных щитов, линий электропередач. Обучающихся младших и средних классов вывозить на транспорте в сопровождении учителя или родителей. Одних детей не отпускать!
3. Если буря закончилась, соблюдайте меры предосторожности при возвращении домой. Не дотрагивайтесь до оборванных проводов.

Для учителей

1. Во время урагана соберите детей в безопасном месте, подальше от окон.
2. Не допускайте, чтобы дети самостоятельно покидали школу.
3. С обучающимися проведите инструктаж по правилам поведения во время урагана.
4. Обучающихся старших классов отпускать домой по месту проживания группами.
5. Обучающихся младших и средних классов доставлять домой на транспорте в сопровождении родителей или учителей.

Для родителей

1. При заблаговременном оповещении о приближении урагана не отпускайте детей в школу.
2. Закройте окна, балконные двери. Оклейте стёкла полосками бумаги или клейкой лентой.
3. Подготовьте запас продуктов, воды, медикаментов. Подготовьте фонари, свечи, керосинки, примусы.
4. Определите для детей места безопасного пребывания в квартире.
5. Уберите вещи с балкона и подоконника.
6. В случае вашего длительного отсутствия определите детей под присмотр взрослых.
7. Не разрешайте детям во время вашего отсутствия самостоятельно пользоваться керосинками, примусом, газовой печкой. Это опасно!


Лесные пожары
Правила безопасного поведения в лесу

Для детей и взрослых

1. Не бросать в сухую траву горящие спички и окурки.
2. Не разводить костров в местах с сухой травой, в хвойных молодняках.
3. Не зажигать траву под деревьями, на лесных полянах.
4. Не оставлять в лесу бутылки и осколки стекла.
5. Не оставлять в лесу легко воспламеняющийся промасленный обтирочный материал.
6. Не использовать в лесу автомашину или мотоцикл с неисправной системой питания.
7. При необходимости развести в лесу костёр примите меры пожарной безопасности, исключающие попадание искр на сухую траву.
8. Возникший небольшой низовой пожар в лесу постарайтесь сбить ветками или забросать грунтом.
9. Если вы попали в зону пожара, выходите из опасной зоны перпендикулярно направлению движения огня навстречу ветру.
10. Если воздух сильно задымлен, дышите через мокрый платок, шарф. Помните: у земли задымление меньше.
11. Нельзя бежать в загоревшейся одежде. Лучше сбросить её или загасить огонь, катаясь по земле.


Алгоритм действий при ЧС техногенного характера

Пожары

Для обучающихся

1. При получении сигнала оповещения при пожаре организованно выйти из школы, взяв необходимые вещи и одежду.
2. Не допускать паники и столпотворений на лестничных пролётах.
3. При сильном задымлении помещения закрыть дыхательные пути (рот, нос) плотно свёрнутыми предметами одежды (шарф, шапка, кофта, пиджак и т.д.) и, пригнувшись, бежать к выходу из школы.
4. Выйти из школы по безопасным путям, указанным администрацией школы.
5. При невозможности забрать верхнюю одежду из гардероба покидать школу без неё.
6. По выходу из школы в тёплое время построиться для переклички, в холодное и зимнее время укрыться в подъездах близлежащих домов, в детских садах.

Если пожар возник дома или в ином помещении

1. Не звони из помещений, где уже возник пожар, выберись в безопасное место и позвони в службу «01».
2. Не стой в горящем помещении – пригнись, закрой плотно свернутой тканью лицо и нос и пробирайся к выходу.
3. Не трать время на поиски документов, денег, не рискуй, уходи из дома. Не возвращайся в горящее помещение, какие бы причины тебя не побуждали к этому.
4. Уходя из горящих комнат, закрой за собой дверь, это уменьшит риск распространения пожара.
5. Если нет путей эвакуации, находись у окна (не открывай его), чтобы тебя могли увидеть с улицы.
6. Будь терпелив, не паникуй.
7. При пожаре в здании не пользуйся лифтом, он может отключиться в любую минуту.

 

 

Для учителей

1. При получении сигнала оповещения о пожаре в школе немедленно организовать детей для эвакуации из здания школы.
2. Взять классный журнал и вместе с детьми покинуть по безопасным выходам здание школы.
3. В тёплое время года эвакуироваться без верхней одежды в безопасное место, подальше от горящего здания, сделать перекличку.
4. В холодное время и зимой надеть верхнюю одежду, а при сильном задымлении взять одежду с собой либо покинуть помещение без одежды и укрыться в подъездах близлежащих домов, детских садах.
5. Во время передвижения пресекать возможные столпотворения и панику
6. После эвакуации из здания школы в зимнее время найти детей, которые укрылись в ближайших зданиях, и сделать перекличку.
7. В горящее здание школы не возвращаться. Это очень опасно!

Для родителей

1. В целях профилактики пожара не храните спички и легко воспламеняющиеся вещества в доступном для маленьких детей месте.
2. Не оставляйте без наблюдения включенными утюг и другие электроприборы.
3. Следите за исправностью электроприборов.
4. Не размещайте телевизор в нише мебельной стенки.
5. Не пользуйтесь самодельными электрообогревательными приборами.
6. При возникновении пожара в квартире попытайтесь его затушить любыми средствами: захлопать тряпкой, затоптать ногами, залить водой и другими способами.
7. Не открывать окон и дверей - это способствует усилению возгорания.
8. При неудачной попытке затушить пожар немедленно эвакуируйтесь из квартиры, закрыв за собой двери.
9. Вызовите пожарную охрану по телефону «01». Быстро и четко назовите, что горит, точный адрес и фамилию.
10. Сопровождайте пожарных до входной двери.
11. Не поддавайтесь панике, не мешайте тем, кто тушит пожар, спасает имущество.
12. Не тушите включенные в сеть электробытовые приборы, электрощиты и провода.
13. При возгорании телевизора:
• отключите электроприбор
• накройте плотным одеялом или покрывалом
• срочно покиньте помещение, закрыв за собой дверь, во избежание отравления ядовитыми газами от горения и тления пластмассовых частей телевизора


Терроризм

Взрывоопасные предметы

для населения:

1. Заметив бесхозную вещь, не прикасайтесь к находке и не подпускайте к ней других людей, немедленно обратитесь к работнику милиции. Признаками взрывоопасных предметов являются: неизвестная деталь в машине, в подъезде, во дворе дома, остатки различных материалов, не типичных для данного места, натянутая проволока, шнур, чужая сумка, пакет, коробка, игрушки, телефоны.
2. Запрещается поднимать с земли различные предметы, особенно игрушки, телефоны, красочные вещи.

 


Захват заложников

Для обучающихся

1. Ограничить любые контакты с преступниками, не вызывать у них агрессии своими действиями или словами.
2. Постараться запомнить характерные приметы преступников: рост, одежду, обувь, особенности поведения, речи и т.д.
3. Не реагировать на провокационные действия террористов, не задавать им вопросов и стараться не смотреть им в глаза.
4. Выполнять требования террористов и спрашивать у них разрешения на любые действия.
5. При штурме спецподразделением отойти от входных дверей, окон, упасть на пол, укрыться под столом, креслом и т.п., прикрыть своё тело от пуль подручными средствами. В момент штурма не брать оружие у бандитов в руки, так как вас могут принять за бандитов и открыть по вам огонь на поражение.
6. При освобождении разбегаться из здания в разные стороны.

Для учителей

1. Находясь в заложниках вместе с детьми, спокойно контролируйте ситуацию во избежание паники.
2. Осторожно, без провокаций, попытайтесь вести переговоры с преступниками, запоминайте их внешность, речь, одежду.
3. Вместе с детьми выполняйте все требования преступников.
4. При освобождении заложников спецподразделением спокойно руководите действиями учеников.
5. При освобождении выводите детей через безопасные выходы из школы.

Для родителей

1. При захвате преступниками ваших детей в здании школы не создавайте паники.
2. Не пытайтесь самостоятельно освободить детей.
3. Не предлагайте себя в качестве заложников в обмен на детей.
4. Дождитесь приезда спецподразделений, не помогайте и не мешайте им своими действиями. Встречайте детей у выхода из школы в безопасных местах, с которых просматривается территория.
5. Встретив своих детей, немедленно покиньте опасную зону.

 

Телефонный терроризм

Для обучающихся

1. Не пытайтесь по телефону даже в шутку сообщить в школу о заминировании. Вас всё равно обнаружат и вашим родителям придётся отвечать за ваши действия.
2. При получении по телефону от кого-либо сообщения о террористическом акте в школе не кладите телефонную трубку, а с другого телефона свяжитесь с милицией «02» для определения, откуда раздался звонок.
3. После разговора письменно зафиксируйте следующие детали:
• сразу начал угрожать или представился;
• уточнил, с кем говорит;
• медленно или быстро;
• внятно ли произносит слова;
• дефекты речи (заикание, акцент и др.);
• тембр голоса (высокий, низкий и др.);
• впечатление: трезв или нетрезв;
• манера разговора (спокойная, уверенная, невнятная, бессвязная, вежливая, грубая);
• озлобленность или равнодушие;
• наличие посторонних шумов или тишина.
4. Поставить в известность администрацию школы

Для учителей

1. Сняв трубку, спокойно отвечайте звонящему, затягивая разговор и стараясь получить максимум информации.
2. Не кладите трубку с целью сохранения канала связи, затем свяжитесь по другому телефону с милицией «02» для определения, откуда раздался звонок.
3. После разговора письменно зафиксируйте следующие детали:
• начало разговора: сразу начал угрожать или представился;
• уточнил, с кем говорит;
• медленно или быстро;
• внятно ли произносит слова;
• дефекты речи (заикание, акцент и др.);
• тембр голоса (высокий, низкий, тихий, хриплый);
• впечатление: трезв или нетрезв;
• манера разговора (спокойная, уверенная, невнятная, бессвязная, вежливая, грубая);
• чувствовались ли озлобленность или равнодушие;
• наличие посторонних шумов (другой голос, шум машин или тишина)
4. Поставить в известность администрацию школы.

 

Аварии с выбросом опасных химических веществ

Для обучающихся

1. После получения сигнала тревоги с сообщениями о выбросе в атмосферу опасного химического вещества не покидать здание школы до приказа администрации школы.
2. Надеть индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы); при их отсутствии – ватно-марлевые повязки или другие подручные изделия из ткани, намочив их водой.
3. Закрыть окна, форточки.
4. Перед выходом из здания школы максимально защитите кожные покровы (лицо, руки и др. части тела).
5. Эвакуироваться быстро, но без паники.
6. Слушать указания учителя о дальнейших действиях.
7. При передвижении по зараженной территории необходимо соблюдать следующие правила:
• передвигаться быстро, но не бежать; стараться не поднимать пыли;
• обходить стороной туманоподобные образования;
• не касаться окружающих предметов, ни к чему не прислоняться;
• не наступать на капли жидкости или порошкообразные россыпи;
• при обнаружении следов химических веществ на коже, одежде, обуви удалить их подручными средствами (бинтом, носовым платком, тряпочкой) и промыть это место по возможности водой или другой чистой жидкостью;
• не снимать средств индивидуальной защиты до соответствующих распоряжений.
8. По прибытии в безопасную зону необходимо пройти регистрацию и санитарную обработку.

Для учителей

1. При получении сигнала тревоги с сообщением о выбросе в атмосферу опасного химического вещества закрыть все окна и форточки в школе.

2. Обеспечить обучающихся индивидуальными средствами защиты или использовать подручные средства из ткани, которые необходимо смочить водой. Слушать дальнейшие указания.
3. Организовать детей для выхода из помещения и передвижения к месту эвакуации. Взять классный журнал.
4. Провести инструктаж: передвигаться по зараженной местности перпендикулярно направлению ветра.
5. Эвакуироваться вместе с детьми в безопасную зону.
6. По прибытии в район размещения провести регистрацию детей.
7. Организовать санитарную обработку и размещение детей.

Для родителей

1. Помните о том, что эвакуация детей в безопасную зону лучше проходит коллективно.
2. Если вы не работаете или находитесь в это время дома, подготовьте всё необходимое и эвакуируйтесь вместе с детьми по месту проживания или с коллективом школы.
3. При наличии личного транспорта можете с разрешения администрации забрать детей и передвигаться к месту дислокации самостоятельно.
4. Перед эвакуацией отключите все электроприборы, сделайте запас воды и продуктов. Возьмите документы, ценные вещи, запасные и тёплые вещи.
5. Изготовьте подручные средства индивидуальной защиты из плотной ткани для себя и ваших детей.

 

Аварии с выбросом радиоактивных веществ

Для обучающихся

1. При получении сигнала тревоги с сообщением о выбросе радиоактивных веществ необходимо защитить органы дыхания средствами индивидуальной защиты: надеть противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки или применить подручные средства – платки, шарфы, другие тканные изделия.
2. Занять место вдали от окон.
3. Закрыть все форточки.
4. Подготовиться к организованной эвакуации. Не паниковать, слушать указания учителя.
5. После выхода из школы на заражённую территорию необходимо соблюдать следующие правила:
• не снимать на открытой местности средства индивидуальной защиты;
• избегать поднимания пыли при передвижении;
• без надобности не садиться и не прикасаться к посторонним предметам;
• не пить, не принимать пищу, не курить;
• периодически обтирать открытые участки тела тряпочкой или носовым платком.
6. Прибыв в район размещения, эвакуированным необходимо зарегистрироваться.
7. Пройти полную санитарную обработку.
8. Промыть глаза чистой водой, прополоскать рот и горло.

Для учителей

1. При получении сигнала тревоги с сообщением о радиационном загрязнении организовать защиту дыхательных путей себе и обучающимся. Выдать ватно-марлевые повязки, респираторы и, если имеются, противогазы.
2. Закрыть форточки в классе. Отсадить детей от окон.
3. Подготовиться к организованной эвакуации. Взять классный журнал.
4. Провести инструктаж по безопасному передвижению по заражённой местности.
5. Прибыв на предписанный сборно-эвакуационный пункт, необходимо зарегистрироваться.
6. Эвакуироваться вместе с детьми в безопасную зону.
7. По прибытии в район размещения провести регистрацию детей.
8. Организовать санитарную обработку и размещение.

Для родителей

1. Помните о том, что эвакуация в безопасную зону лучше проводится коллективно.
2. Если вы не работаете или находитесь в это время дома, подготовьте всё необходимое и эвакуируйтесь вместе с детьми по месту проживания или с коллективом школы.
3. При наличии личного транспорта можете с разрешения администрации забрать детей и передвигаться к месту дислокации самостоятельно.
4. Перед эвакуацией отключите все электроприборы, сделайте запас воды и продуктов. Возьмите документы, ценные вещи, запасные и тёплые вещи.
5. Изготовьте подручные средства индивидуальной защиты из плотной ткани для себя и ваших детей.
 


Вложенные файлы

Безопасное обращение с бытовыми электроприборами

29 ноября 2016 | 8:36

Скачать 66 KB

Разместить в блоге
Добавить в закладки
Отправить по почте
Форма

Отправить

Версия для печати

© 2011—2017 Портал муниципальных образований

Новосергиевский район

Cделано в Опытном Креативном Бюро